Сон – это основная деятельность головного мозга с самого начала жизни. В раннем возрасте ребенок спит большую часть времени. До двух лет ребенок спит около 10000 часов (около 14 месяцев) и бодрствует в течение 7500 часов. На протяжении этих 2 лет мозг достигает 90% своих зрелых размеров, а ребенок добивается впечатляющих успехов в развитии речи, познании мира, социальном, эмоциональном и физическом развитии. Большая часть времени, в течение которого происходит это развитие – это сон, то время, когда мозг спит. Концентрация сна ночью связана с созреванием мозга. Именно во время сна происходит завершение формирования межнейрональных связей.
Вопреки субъективному мнению родителей, новорожденные спят ночью больше чем днем. Периоды бодрствования короткие, они служат для кормления. Для новорожденных детей, которые родились на более поздних сроках беременности, характерен более зрелый, спокойный сон. У недоношенных детей формы сна и бодрствования менее развиты. Между двумя и пятью годами время сна равно времени бодрствования.
В биологическом процессе ритма «сон – бодрствование» играет важную роль гормон мелатонин. Мелатонин вырабатывается эпифизом (шишковидной железой), в основном в ночное время, а при сильном свете выработка мелатонина задерживается. В период новорожденности и в раннем грудном возрасте мелатонин вырабатывается мало и неритмично. К 6 месяцам происходит постепенное и значительное увеличение производства мелатонина. Тогда и формируется более четкое восприятие времени суток, когда пик выработки мелатонина приходится на ночь. Уровень выработки мелатонина достигает высшей точки к 4-6 годам. Потом начинается постепенное снижение вплоть до старости. Чем выше вечером уровень мелатонина у ребенка, тем раньше он идет спать. Дети, у которых нарушен процесс выработки мелатонина, страдают нарушениями сна в виде трудности засыпания, повышенной двигательной активностью во время сна и, особенно часто, кратковременным сном по 15-30 минут. Учитывая пик выработки и функциональной активности мелатонина в темное время суток, очень важным является правильный отход ко сну, отсутствие яркого света в комнате для сна, полное исключение просмотра телепередач и различных гаджетов перед сном.
По итогам наблюдения и лечения детей раннего возраста в медицинском центре «КазМед» с различными неврологическими проблемами, более 40 % детей до 1 года, 20-30 % детей от 1 до 3 лет страдают нарушениями сна. Наиболее распространенные нарушения сна: трудности засыпания, неоднократные пробуждения ночью, кратковременный и поверхностный дневной сон.
Ритм сна связан непосредственно с ритмом бодрствования в разные возрастные периоды. Длительное бодрствование у детей раннего возраста, не соответствующее данному возрастному периоду, вызывает стойкое нарушении сна, так как утомление у детей сменяется перевозбуждением, а в состоянии перевозбуждения невозможно уснуть. Режим сна и бодрствования должен обязательно учитываться родителями при планировании мероприятий на день: кормление, прогулки, посещение различных групп физического и интеллектуального развития.
Иногда нарушения сна появляются по причине родительской непоследовательности, когда с ребенком играют, кормят посреди ночи, тем самым поощряя его бодрствовать ночью, что усугубляет нарушение сна. Многие родители придерживаются ошибочного мнения, что ребенок должен несколько раз есть посреди ночи, даже если ему 11-12 месяцев. Не умаляя преимущества грудного вскармливания «по требованию», режим ночного кормления должен быть разумным.
Существует взаимосвязь между сном и умственным развитием. Анализ и обработка информации происходят во время сна со сновидениями. Дети, с учебными расстройствами и нарушениями в развитии, при которых нарушены познавательные способности, чаще страдали или страдают нарушениями сна.
Таким образом, нарушения сна у детей раннего возраста являются важной неврологической проблемой. К сожалению, врачи-неврологи, педиатры не всегда уделяют должного внимания проблемам нарушения сна, считая, что нарушение сна проходит со временем, не оставляя следа. Сегодня известно, что нарушения сна могут быть продолжительными и иметь негативное влияние на ребенка и его семью.
Опыт наблюдения и лечения детей раннего возраста с нарушениями сна указывает на неблагоприятное воздействие на ЦНС антенатальных, интра- и постанатальных патологических факторов, в первую очередь гипоксии, на фоне которой различные провоцирующие факторы в виде перенесенной ОРВИ, ЭВИ, травмы, нагрузки, смена часовых поясов, могут быть пусковыми в процессе нарушения сна. Своевременная адекватная коррекция выявленных проблем, без избыточной лекарственной нагрузки, способствует нормализации ритма сна, тем самым улучшая качество жизни ребенка и его семьи.
Врач-невролог Даирова Г.К.
11.12.2017г.